Ведя проекты вместе, два талантливых дизайнера создают интерьеры, которые соответствуют ожиданиям клиентов и удовлетворяют их уникальные запросы.
Яна Мун и ее партнер Жанна – дизайнеры интерьера.
Яна, что привело вас в дизайн? Как образовался ваш крепкий тандем?
– В 2018 году, находясь в декретном отпуске, я захотела внести изменения в свою жизнь и решила начать с ремонта квартиры, хотя он был совершенно не нужен (улыбается). В то время я следила за работами одного очень талантливого дизайнера, который и сейчас активно работает. Я обратилась к ней с просьбой разработать проект для детской, но получила вежливый отказ, так как она бралась только за проекты «под ключ». Это меня не остановило, и я предложила работать у нее без оплаты, просто чтобы понаблюдать за процессом, окунуться в мир красивых интерьеров, поездок на выставки в Милан и прочее. Однако и здесь меня вежливо отклонили, но порекомендовали пройти обучение в практической школе дизайна в Алматы. Именно там я встретила своего будущего партнера и подругу Жанну. Так началась наша история в мире дизайна.
– Ведете ли вы все проекты вместе? Как организовано ваше взаимодействие в процессе работы?
– Все проекты мы ведем совместно. У нас есть штат архитекторов, проектировщиков, 3D визуализаторов. Секрет и успех любого крепкого тандема – понимать, что у тебя лучше всего получается и где ты можешь проявить себя максимально. У нас с Жанной понимание сложилось не сразу, поскольку поначалу мы хотели делать всё вместе. В процессе работы возникало недопонимание, в итоге мы поняли, что Жанна – это человек творчества и создания красоты, а Яна – это человек, который воплощает проекты в жизнь. Проще сказать, Жанна – творчество, Яна – коммерция.
– Что для вас является основой успешной коммуникации с клиентами? Какие принципы помогают строить доверительные отношения с клиентом?
– Самое важное – это первая встреча. Раньше я считала, что главное – это наличие проектов и клиентов. Сейчас же понимаю, что каждый клиент уникален, у каждого свои особенности, и не всегда легко соответствовать ожиданиям людей. Если с самого начала не возникает «химия» и взаимопонимание, то, когда возникнут рабочие вопросы – а они обязательно появятся – их будет сложно решать на эмоциональном уровне. Самое важное – понять, чего хочет заказчик. Не все могут сразу выразить свои идейные задумки, но, когда клиент видит, что ты стараешься его понять и поддержать, это становится основой доверительных отношений.
С другой стороны, есть тонкая грань, когда клиент начинает воспринимать вас «как друга» и ожидать большего: больше времени, внимания, иногда даже бесплатных правок. Поэтому важно четко разграничивать рабочие и личные отношения с заказчиком.
– Возникает ли недопонимание между дизайнером и клиентом? Каким образом вы разрешаете проблему, если это случается?
– Недопонимание возникает всегда! Это неизбежная часть процесса. В любом ремонте или строительстве, независимо от его масштаба, дизайнер выполняет роль связующего звена, которое объединяет всех участников в целом. Нам платят за контроль процесса, выполнение всех пунктов договора и соблюдение зоны нашей ответственности. Однако существуют моменты, которые невозможно предвидеть или предотвратить из-за человеческого фактора.
Например, мы заказываем крупную партию дверей: заказ оформлен, оплачены счета, переданы технические характеристики. Но на производстве у сотрудника что-то не задалось, он случайно указывает неверное количество, и в результате после двух месяцев ожидания мы не получаем нужное количество дверей. Заказчик недоволен, поставщик приносит извинения, но ситуацию это не меняет – дверей нет! Реакция у всех клиентов разная, но чаще всего возникает недопонимание. На стройке участвуют более 20–30 поставщиков и подрядчиков, что только увеличивает вероятность подобных ситуаций. Поэтому недопонимание – это нормальная часть работы, и задача дизайнера – своевременно разъяснять клиенту обстановку и решать все возникающие вопросы.
– Какие аспекты работы чаще всего вызывают недовольство клиентов? Всегда ли вы находите их претензии справедливыми?
– Чаще всего недовольство связано с работой строительной бригады и качеством выполнения ремонта, которое не всегда соответствует ожиданиям. Мы сотрудничаем с несколькими бригадами в разных ценовых категориях, но, к сожалению, цена напрямую влияет на качество и сроки работ. Зачастую клиент хочет получить люксовое качество за небольшие деньги, но в реальности это редко бывает возможным. Хотя я всегда стараюсь учитывать справедливые замечания, претензии порой бывают несправедливыми и даже чрезмерными, так как многие не видят всей работы, которую выполняет дизайнер.
– Если бы вы могли «создать» идеального клиента, какие качества вы ему придали бы, и почему?
– Идеальный клиент – это клиент, как бы грубо это ни звучало, с деньгами (улыбается). Бюджет на самом деле создает настроение и задает старт всего процесса. Когда бюджет очень ограничен, клиент находится в постоянном напряжении и держит в напряжении всех, начиная с дизайнера. У него возникает чувство недоверия, мысли о том, что его обманут, возьмут больше, чем нужно, что его «кинут» и так далее. И, как цепная реакция, возникает множество других сомнений.
– Работа с людьми требует эмоциональной вовлеченности. Как вы справляетесь с этой нагрузкой и предотвращаете выгорание?
– Выгорание в среднем наступает с каждым десятым «особенным» клиентом. Который может просто обесценить твою работу. Но это тоже опыт! Так как в нашей паре с клиентами всегда работаю я: организовываю встречи, распределяю бюджет, веду стройку, работаю с подрядчиками, у меня много эмоциональной вовлеченности, где-то даже агрессии, грубости – без нее, к сожалению, на стройке никуда, то и выгорание, и нежелание работать может наступать у меня чаще. Единственное, что не дает просто закрыть студию, это то, что на одного недовольного клиента есть восемь счастливых и благодарных.
Я думала о том, что когда-нибудь, когда карьера дизайнера будет завершена, я обязательно напишу мемуары дизайнера, где расскажу об интересных историях, связанных с этой деятельностью (улыбается).
コメント