top of page

Мадияр Жанабаев: современный взгляд на музыкальные традиции


В Казахстане классическая музыка теряет свою популярность среди молодежи. Всё меньше молодых людей стремятся изучать ее и строить карьеру в этой сфере. Несмотря на богатое музыкальное наследие, интерес к академическим направлениям заметно ослаб, уступая место более современным жанрам. Однако среди молодых музыкантов еще есть те, кто вопреки тенденциям выбирает классическую музыку как путь для самовыражения и сохранения культурного богатства.


Мадияр Жанабаев – музыкант, композитор.



Мадияр, как давно вы занимаетесь музыкой? Что мотивировало вас выбрать именно фортепиано?


– Я занимаюсь музыкой с 2013 года, и на сегодняшний день это уже 11 лет. Мой выбор фортепиано был в какой-то мере предопределен обстоятельствами. Я давно хотел заниматься музыкой, в нашем доме уже было пианино, и по этой причине я начал играть именно на этом инструменте. К тому же мне это сразу понравилось, и я занимался с удовольствием.



– Где вы обучались? И насколько сложно поступить на музыкальный факультет?


– Первые пять лет я учился в музыкальной школе в городе Жанаозен. С 2018 по 2020 годы продолжил обучение в школе музыкального искусства при консерватории в Алматы. Как пианист и концертмейстер с 2020 по 2024 годы обучался в музыкальном колледже имени Чайковского, а сейчас являюсь студентом первого курса Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы по специальности «Композиция».




– Почему, на ваш взгляд, в нашей стране молодые люди не стремятся получать профессиональное музыкальное образование?


– Когда я поступал в консерваторию на композиторский факультет, нас было трое, но сейчас я единственный студент на своем курсе. Учиться на музыкальном факультете непросто, и процесс требует серьезной подготовки. В нашей стране молодые люди редко выбирают музыкальное образование, считая эту профессию нерентабельной. Это связано с тем, что исполнение классической музыки зачастую носит благотворительный характер. И даже при популярности сложно сделать это основным источником дохода.



– Но вас это не останавливает?


– Для меня музыка ценна не только деньгами, она приносит огромное удовлетворение. Безусловно, музыка может приносить доход, особенно в Европе, где ценят личность и новизну в исполнении. В Европе классическая музыка имеет давние традиции, тогда как в Казахстане этот процесс только зарождается.



– Вы пишете музыку собственного сочинения. Скажите, какие чувства вы испытываете, когда играете свои произведения, по сравнению с произведениями других композиторов?


– Когда я играю свою музыку – это совершенно особенные ощущения по сравнению с исполнением произведений других композиторов. Это позволяет мне лучше осознать, где находится моя музыка, к какому стилю или эпохе она принадлежит. Я чувствую, что становлюсь частью чего-то большого и великого. Если я создаю нечто недоработанное, то бывает стыдно представлять это на публике. Это чувство заставляет меня прикладывать больше усилий, чтобы сочинять качественную музыку.



– Что вдохновляет вас на написание собственных музыкальных произведений?


– В первую очередь то музыкальное наследие, которое у нас уже есть. Мы имеем мгновенный доступ к великолепным произведениям, и когда слышишь что-то прекрасное, возникает желание создать подобное, но уникальное, свое. Это стремление стать частью музыкальной традиции, стать ее автором приносит огромное удовлетворение. Исполнение собственной музыки дарит несравнимо больше удовольствия, чем исполнение произведений других композиторов. Именно ради этих чувств я и продолжаю сочинять.



– Планируете ли вы и далее давать концерты? Если да, то какими композициями вы хотите удивить публику?


– В данный момент я планирую концерты, но в меньших масштабах, так как нужно сосредоточиться на композиции. Это требует много времени и внимания, и пока я не готов раскрывать, какими произведениями хочу удивить публику.



– Какой совет вы можете дать молодым музыкантам, которые задумываются о карьере композитора? Как им добиться успеха?


– Мой совет молодым музыкантам, которые задумываются о карьере композитора, заключается в следующем: сегодня у нас есть абсолютно всё необходимое, для того чтобы стать композитором, и даже больше. В нашем распоряжении все ноты, доступные в мире, личные письма и статьи великих композиторов, записи их произведений и огромное количество методических материалов. Важно понять, что все инструменты уже у нас в руках. Всё, что требуется, это последовательно обучаться и попробовать начать сочинять.


Композиторство – это не просто вдохновение или творческий порыв, а структурированный и планомерный процесс. С каждым шагом вы начнете понимать всё больше, и каждая часть вашего произведения должна быть заранее продумана и запланирована. Осознав это, вы сможете достичь большего в композиции и создавать по-настоящему значимые произведения.



Comentários


bottom of page