В мире искусства есть художники, чьи работы становятся мостом между народами и культурами, способные открывать новые горизонты понимания и восхищения. Alina R.J – одна из таких ярких деятелей, которая с помощью своего творчества продвигает культуру Казахстана за рубежом. Ее уникальные произведения, вдохновленные казахскими традициями и историей, находят отклик в сердцах людей по всему миру.
Alina R.J – деятель искусств.
Алина, расскажите о себе. Чем вы занимаетесь?
– Я художник. Пишу картины, создаю скульптуры преимущественно из металла, меня увлекает работа в sound art, а также в performance art. Несмотря на то, что творчество было частью моей жизни с самого детства, профессионально занимаюсь им около года. За это время успела принять участие в 15 выставках в Лондоне, показать свои работы как часть программы Tate Lates в музее современного искусства Tate Modern, а также поучаствовать в Venice Contemporary в Венеции. Начиная с прошлого года, я занимаюсь серией работ, посвященных центральной Азии и нашей богатой культуре, которая на данный момент включает в себя несколько скульптур из металла с петроглифами Тамгалы, перфоманс, вдохновленный тұсау кесу, а также серию саундскейпов, основанных на казахской мифологии.
– Что вдохновило вас на создание серии работ, основанных на казахской культуре, традициях и истории?
– У нас такая богатая культура и история, о которых мало кто знает за рубежом, поэтому мне хотелось рассказать миру больше о нашей стране на языке, который мне ближе всего, – на языке творчества. К тому же я живу в Великобритании уже много лет и чувствую, как за всё это время я, к сожалению, стала терять связь со своими корнями. Мне хотелось восстановить связь с этой частью моей идентичности через взаимодействие с культурным наследием наших предков и расширить мои собственные горизонты в контексте знаний о нашей истории.
– Какие новые аспекты казахской культуры и мифологии вы открыли для себя в процессе работы над этой серией?
– Мне было интересно узнать, что в казахской мифологии в целом мало описывается то, как выглядели различные персонажи и существа, а больше говорится об окружающей атмосфере и эмоциональном фоне. Именно по этой причине я решила для исследования этой темы использовать звук и представить, как бы звучали эти мифологические сюжеты. Другой интересный аспект – это роль женских архетипов и покровительниц в нашем фольклоре в сравнении с западным. Зира Наурызбай, культуролог и специалист по мифологии, писала, что, например, покровительницей неба и грозы у нас является женский архетип Көклен Ана, когда в греческой, скандинавской и славянской мифологии это мужской образ. Изучая тенгрианство, я заметила параллель с восточными философиями, например, с даосизмом, где многие принципы созвучны с тем, как видели мир наши предки. А ведь сейчас часто замечают связь между принципами даосизма и квантовой физикой, это отмечено в книге «Дао физики» Ф. Капра – то есть западная наука подтверждает знания и мудрость, которыми владели восточные народы в древности, и которые, к сожалению, были в какой-то степени утеряны после индустриальной революции и диджитализации нашей жизни. Поэтому я считаю важным беречь и продолжать применять мудрость из прошлого в нашей современной действительности.
– Какое значение для вас имеет связь между искусством и духовностью? Как она проявляется в ваших произведениях?
– В этом плане я согласна с Василием Кандинским, что искусство и духовность имеют прямую связь. Как художник стремится пробудить тонкие чувства в душе его зрителя, так и сам процесс творчества является неким выражением Всевышнего через себя. Темы, которые я исследую в своем творчестве, чаще всего напрямую связаны с философией и духовностью, а мои работы являются неким приглашением к интроспекции и саморефлексии. Мне хочется дать людям возможность замедлиться и погрузиться внутрь себя, убрать звук внешней реальности и всех ее отвлекающих факторов, чтобы восстановить связь со своей душой и услышать нужные ответы, которые всегда внутри, а не во внешнем мире. Помимо этого многие мои работы были вдохновлены сюжетами, которые я видела в своих медитациях, и теперь я пытаюсь запечатлеть незримые чувства и передать состояние связи души человека с Высшими силами. Также я создала свой авторский art healing workshop, где совмещаю свои практические навыки и знания в живописи и арт-терапии с энергетической практикой Рейки, ибо я также являюсь проводником.
Цель этого направления – помочь участникам вернуться в настоящий момент, войти в контакт со своими эмоциями и проработать какие-либо блоки на энергетическом уровне.
– Какова реакция зрителей на ваши работы? Были ли какие-то особенно запоминающиеся отзывы или истории?
– Для меня важно, какое состояние я передаю зрителям, и я очень люблю выслушивать их мнения после взаимодействия с моими работами. Так как я часто использую метафоры и символизм, для каждого человека мое творчество раскрывается по-разному и ведет к тем внутренним ответам, которые люди ищут для себя, а для каждого это всегда что-то свое, индивидуальное. Самая запоминающаяся история была во время моего перформанса на тему объективизации женщин «Divine feminine or an object of desire?», где я в образе два часа сидела как статуя, абсолютно не двигаясь, на улице Лондона. Мужчина подошел, чтобы меня сфотографировать, и воскликнул что-то вроде: «Ого, она выглядит как живая!». Рядом со мной также стоял охранник-актер, имитируя комнату в музее, который ответил ему, что я на самом деле живая. Мужчина был сильно удивлен и не мог поверить, что я не кукла, а живой человек. После этого еще пара человек подумали, что я лишь реалистичная инсталляция. А я сидела и старалась сдерживать улыбку, ибо ситуация вышла очень забавная, но в то же время дала мне понять, что я смогла передать свою основную мысль через этот перформанс!
– Как вы видите дальнейшее развитие своего творчества в контексте исследования казахской культуры и мифологии?
– На данный момент планирую второй перформанс из серии, для которого как раз и создавалась скульптура untitled (the sacred fire), вдохновленная петроглифами и тенгрианством. Да и в целом меня очень впечатляет сам факт того, что в Казахстане сохранилось такое огромное культурное наследие в виде петроглифов, поэтому даже были мысли о том, как здорово было бы построить арт-резиденцию где-то недалеко от Тамгалы и дать возможность местным и иностранным художникам заниматься своими творческими проектами рядом с таким сакральным местом! Планирую продолжать работу над саундскейпами, исследуя других персонажей казахской мифологии.
Comments